Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

Советы психолога 2

О готовности ребенка к обучению позволяют судить три аспекта.

1.ЛИЧНОСТНЫЙ

Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться потому, что он стремится встать на более высокую ступень, откуда открывается дорога во взрослый мир. Это – социальный мотив учения. Кроме того, у него есть потребность узнавать все больше нового и интересного, и малыш уже не может удовлетворить ее дома или в детском саду – это познавательный мотив. В сумме они образуют мотивационную готовность ребенка к обучению, на основе которой формируется качественно новая внутренняя позиция «я – ученик». Внутренняя позиция школьника, в свою очередь, позволяет малышу сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, точно выполнять задания, продолжительно заниматься тем, что не очень нравиться, то есть сознательно создавать и исполнять намерения, что лежит в основе механизма произвольного поведения. Зарождается произвольность приблизительно в семь лет в игровой деятельности. В игре есть правила, они выполняют функцию контроля над деятельностью, которая крохе пока не под силу. Развивается и разворачивается произвольное поведение уже в процессе учебной деятельности.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ

Школа – это социум, в который малыш должен уметь вписаться. Это значит, что свою новую роль «я – ученик» ребенок готов исполнять в соответствии с новыми требованиями и правилами. Вовремя встать утром, не опаздывать на уроки, соблюдать дисциплину, правильно воспринимать учителя и общаться с ним, выполнять домашние задания и поручения, строить отношения с одноклассниками, уметь подчинять свое поведение законам детской группы – это неполный список тех навыков, которые характеризуют социальную готовность к школе. И тут тоже очень многое зависит от возраста! Ребенок, которому едва исполнилось шесть лет, просто физически не в состоянии неподвижно просидеть 40 минут урока. И если его поведение «хромает» и успеваемость – вслед за ним, мы должны задуматься о том, а не рано ли мы доверили крохе роль школьника.

3.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

Интеллектуальной деятельностью ребенка управляет ансамбль психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Слабость одного или некоторых из них нарушает общую гармонию и сказывается на успешности усвоения ребенком учебной программы. Каждый из психических процессов должен достичь в развитии определенного качественного уровня к моменту начала обучения. Надо, чтобы восприятие ребенка было дифференцированным; внимание – концентрированным, направленным и объемным; хорошо должно быть развито наглядно-образное мышление, присутствовать отдельные операции и предпосылки логического; малышу необходимо уметь произвольно запоминать достаточный объем информации и воспроизводить ее. Наряду с этими показателями об интеллектуальной зрелости судят также по моторной координации, развитию тонких движений руки и фонематического слуха.
Исходя из всего этого, создаются тесты, другие методики определения готовности ребенка к обучению в школе.
Вопросы беседы не подразумевают сверхъестественных знаний, не требуют специального «натаскивания». Если в семье принято общаться и играть с малышом, он ответит на них с легкостью. Также стоит отметить, что беседа – лишь один из методов изучения готовности к обучению. Делать выводы и выносить заключение можно только на основе анализа всех данных комплексного исследования 


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ

1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 
З. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 
4. У тебя есть брат (сестра), кто старше? 
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? 
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь? 
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 
9. Кем работает твой отец (мать)? 
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)? 
11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
14. Что делает почтальон (врач, учитель)? 
15. Зачем нужны в школе звонок, парта? 
16. Ты хочешь пойти в школу? Почему? 
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 
18. Каких животных ты знаешь? 
19. Каких ты знаешь птиц? 
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха? 
21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? 

Оценка ответов 
За каждый ответ в зависимости от его правильности и качества малышу ставится некое количество баллов. Обычно от 0 до 3. 
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает директором спортивного магазина», «У собаки лап больше. Потому что у собаки их четыре, а у петуха – две». 
Неверными считаются ответы типа: «Мама Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше – меньше». 
Вопросы 5, 8, 15, 22 считаются контрольными. Они позволяют судить об уровне социальной и эмоциональной зрелости ребенка и оцениваются дифференцированно. 
Например, если, отвечая на вопрос № 5, ребенок может без труда вычислить, сколько ему будет лет, ему ставится, скажем, 2 балла. Называет года с учетом месяцев – 3 балла. Затрудняется с ответом или не может сосчитать вообще – 1 и 0 баллов. 
Вопрос № 16 – на оценку мотивационной готовности. Если малыш говорит, что хочет в школу, потому что ему уже купили чудесный портфель с трансформерами, значит, он еще не наигрался.
Кроха будет доигрывать в школе, воспринимать учебу как увлекательную игру, которая в одночасье может надоесть. Такие первоклашки однажды встают посреди урока и начинают перемещаться по классу: «я в школу больше не играю». Столкнувшись со строгостью учителя, они замыкаются или реагируют «испорченным» поведением. 
Общая сумма баллов соотносится с оценкой: школьно-зрелый, среднезрелый и незрелый.

Наверх