Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

Советы психолога 3

Задания могут быть разными по форме и по уровню сложности, но их всех объединяют содержание и направленность, с которыми мы сегодня постарались вас познакомить. 
Если возрастные новообразования (произвольное внимание, например) или отдельные свойства психических процессов уже проснулись и знакомы нервной системе, то они легко и своевременно включаются в деятельность. 
Наша задача – помочь им проснуться, а соответствующие тесты всего лишь определяют, что уже есть в активе, а чего еще нет.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Эта методика часто используется в ходе диагностики благодаря своей простоте и информативности. Полученные результаты позволяют судить о координации зрения и движения руки, развитии тонкой моторики, а также оценить в общих чертах развитие ребенка, его умение контролировать себя, действуя точно в рамках инструкции.

Тест состоит из трех заданий:

1) рисование мужской фигуры по памяти;
2) срисовывание (копирование) письменных букв;
3) срисовывание группы точек.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе: 1– высший балл, 5 – низший. Затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы. Нормативы были созданы автором для детей шести лет. К каждому заданию дается простая для восприятия, точная и лаконичная инструкция. В данном случае не допускаются ни пояснения, ни привлечение внимания к ошибкам малыша. Этот эксперимент ценен еще и тем, что дает возможность судить о том, как малыш на слух воспринимает задачу. Если он многократно переспрашивает и требует уточнений – это говорит о недостаточной эмоциональной зрелости для успешной учебы в школе: кроха просто «не счел нужным» сосредоточиться и внимательно выслушать задание. Представьте себе, как это усложнит его обучение в условиях многочисленного класса. Таких ребят в тупик ставит даже просьба учителя отступить несколько клеток или строк и записать число.

Методика «Домик»

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы проверить, все ли верно. Если заметит неточности – самостоятельно исправить. В данном случае выявляется умение ориентироваться на образец, точно копировать его – на этом навыке строится обучение в первом классе; степень развития произвольного внимания, формирование пространственного восприятия;
Рисунок мужской фигуры может не быть высокохудожественным, но изображение должно содержать все части тела. Если в шесть с половиной – семь лет ребенок «забывает» нарисовать нос или пальцы на руках – это свидетельствует не о том, что «у нас в семье никто рисовать не умеет», как говорят многие родители, а о невнимании к существенному. Тем более что при анализе рисунка украшения и художественность не имеют решающего значения. В то же время способные дети иногда схематично рисуют человека, что отражается на суммарном балле. Это стоит иметь в виду и не спешить с выводами. Бывают случаи, когда малыш категорически отказывается рисовать мужчину. Такой немотивированный отказ может быть связан с психологическим неблагополучием в семье: с угрозой, исходящей от отца, или его отсутствием. Такая ситуация – повод для беспокойства и коррекционных мероприятий до того, как ребенок пойдет в школу. Начало обучения – само по себе стресс, а в сочетании с глубокими эмоциональными проблемами может привести к неврозам и физическому нездоровью.

Методика «Последовательность событий»

Ее диагностические возможности тоже достаточно велики, в частности, можно составить подробное представление о развитии мышления и речи ребенка. Все происходит следующим образом. 
Перед малышом на стол выкладывается серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы развития какого-то действия. 
Рассмотрев каждую картинку в отдельности, малыш должен выложить их по порядку так, чтобы получился смысловой ряд, и рассказать, как развивались события.
Один ребенок, посмотрев на картинки, начинает придумывать историю, «привязывая» их друг к другу по смыслу, цепляясь за сюжет каждой по отдельности, то есть он не ориентируется на существующую причинно-следственную связь, не замечает ее. Значит, можно говорить о достаточно развитом наглядно-образном мышлении, но логическое себя пока никак не проявляет. 
Другой малыш затрудняется, многократно переставляет картинки местами, поправляя сам себя, и смысловой ряд будет рождаться у него прямо на глазах. С небольшой помощью взрослого он справится с поставленной задачей, благодаря предпосылкам логического мышления, на которые уже вполне можно опираться.

Наверх