Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

Словарь – справочник педагога дополнительного образования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-

неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование – специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности. 

Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1997 г.) определены основные задачи для этих учреждений:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.


ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 

специалист, содействующий развитию дополнительного образования в конкретном учреждении, владеющий методикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – 

сложилась в учреждениях дополнительного образования (но может быть использована и в общеобразовательном учреждении при условии учета его специфики).
Среди отличительных черт педагогики дополнительного образования можно выделить следующие:

-свобода выбора ребенком программы дополнительного образования и видов деятельности в ее границах;
-создание условий для самореализации личности цивилизованными способами; 
-признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;
-создание ситуации успеха для каждого;
-применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы дополнительного образования, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности. 

ПРОГРАММА -

деятельность, ориентированная на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижения, форм организации предстоящей работы исторически социально конкретной ситуации. 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА -

нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, фиксирующий содержание учебного предмета; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ -

образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся образовательные программы различной направленности в образовательных и профессиональных учреждениях, расширяющие содержание основных общеобразовательных программ за пределами, определяющими их статус.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

учреждения дополнительного образования детей – это новый вид организационно – нормативного, оперативного документа, предусмотренный Законом Российской Федерации «Об образовании» 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ -

совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы образовательных программ.
Направленность реализуемых учреждением дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности.
Выделяются следующие направленности дополнительных образовательных программ:

- техническая;
- спортивно – техническая;
-физкультурно – спортивная;
- художественно – эстетическая;
- туристско- краеведческая;
- экологическая;
- биологическая;
- военная;
- социально – педагогическая;
- культурологическая.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ИЛИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА - 

может представлять собой:

- документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

- часть образовательной программы, расширяющую одну из образовательных областей основного образования, определенного учебного предмета и позволяющую ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя;

- предметную программу, составную часть образовательной программы учреждения;

- документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности; условия, методы и технологию достижения целей и предполагаемый конечный результат;

- индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - 

Совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы образовательных программ. 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ - 

промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ -

Разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства, а также одним из способов обучения студентов – будущих педагогов дополнительного образования.

АНАЛИЗ

Включает в себя следующие понятия:

- логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;

- разделение объекта на составные части;

- метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение объекта исследования на составные части, элементы;

- начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого – либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, соотношений между частями.

Различают следующие виды анализа:
- количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;

- качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа, какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.

САМОАНАЛИЗ - 

самостоятельное выявление педагогами достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей и определение путей ее возможного улучшения.
Основными задачами самоанализа в образовательном учреждении дополнительного образования детей являются:
1. выявление результативности и качества образовательной деятельности учреждения;
2. выявление достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей;
3. определение путей возможного улучшения деятельности.

Различаются следующие направления самоанализа:
- рациональное использование прежнего опыта, традиционных методик;
- внедрение новых методик и технологий в практику;
- разумное сочетание традиционных и инновационных методик и технологий при раскрытии конкретного содержания;
- осуществление обратной связи в процессе самоанализа.

Наверх