Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

Методические рекомендации к написанию программы дополнительного образования.

Дополнительное образование призвано удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создавать условия для их творческой самореализации.
Один из наиболее перспективных подходов к развитию отдыха детей и молодежи - программный подход.
В специальной литературе программа характеризуется как разрабатываемый или реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели.
Современные требования к программе дополнительного образования.
1. Актуальность – нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем.
2. Целостность – описание в программе всех действий: от выдвижения целей до предполагаемого результата; целостность программы – это прежде всего, ее логичность.
3. Прогностичность – программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем.
4. Реалистичность – это реальные возможности ее выполнения с учетом творческого потенциала педагога или коллектива педагогов, материально-технической и методической базы и т.д.
5. Оригинальность – наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач.
Программа дополнительного образования состоит из таких основных элементов как введение, цель и задачи, основное содержание деятельности, этапы реализации и предполагаемый результат, методическое обеспечение программы и список литературы.
1. Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование). 
В этой части программы дополнительного образования обосновывается ее актуальность и значимость, основные идеи программы, объясняется ее название (если оно есть). Здесь указывается, для кого она предназначена: возраст детей, социальная группа и т.д. Опираясь на возрастные особенности воспитанников, определяются формы и методы работы, педагогические принципы образовательного процесса.
2. Цели и задачи программы дополнительного образования. 
Следует различать понятия «цель» и «задача». Цель - это предполагаемый результат реализации программы. А задача – путь, которым следуют к намеченной цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым. На практике это обозначает, что каждая из поставленных задач четко сформулирована; определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можно решить. 
Обычно программа умеет одну-две цели и несколько задач. Последние также можно разделить на образовательные, воспитательные, развивающие (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Задачи программы дополнительного образования обязательно должны согласовываться с целью программы.
3. Основное содержание деятельности. 
Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Описание продолжительности образовательного процесса и режим занятий. Одной из основных составляющих этого раздела программы является учебно-тематический план, который обычно представляется в виде таблицы.
Далее автор программы представляет краткое содержание занятий программы дополнительного образования. Представляем краткую структуру занятия:
- Тема занятия
- Цель занятия
- Ход занятия:
• организационная часть занятия предполагает приветствие, знакомство с темой и целью занятия и т.д.
• основная часть, в которой описывается основное содержание занятия и виды деятельности в той последовательности, в которой они осуществляются на занятии).
• итоговая часть, основной вывод по занятию.
4. Ожидаемый результат. 
В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги ее выполнения. Как и задачи результаты должны быть конкретными, реальными и измеримыми. Автору необходимо представить методы диагностики результата, к которым могут относится анкетирование, тестирование, устный опрос, наблюдение за видами и формами активности детей на занятиях, а также участие в выставках, концертах, соревнованиях или фестивалях.
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования. 
Данный раздел программы предполагает методическое описание проводимых на занятиях игр, конкурсов, экскурсий, походов, бесед и т.д. Прикладываются дидактические и лекционные материалы к занятиям.
6. Список литературы.
Список литературы может быть предоставлен двумя списками: 1) список литературы, используемой для написания программы; 2) список литературы для воспитанников.
7. Приложение. 
В приложение обычно помещаются инструкции по технике безопасности на занятиях и при работе с различными инструментами или оборудованием, тесты или другие диагностические материалы, и т.д.
Перечисленные разделы программы дополнительного образования являются необходимыми компонентами любой программы, хотя не следует забывать, что творчеству противопоказана унификация. А это значит, что программа – это не догма, а инструмент, позволяющий работать более эффективно. Инструмент, который создается с учетом специфических условий.

Наверх