Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

А

Аналитическая справка – документ, в котором дается аналитическая оценка состояния вопроса за определенный промежуток времени. Содержит аргументированную характеристику анализируемого материала, дает обоснованные практические рекомендации.

Аннотация – краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки.

Аннотация призвана раскрыть назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована данная методическая работа, книга.

И

Инструкция раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающих различных толкований одного и того же вопроса. Методическая инструкция к игре или дидактическому пособию содержит следующую информацию:

1) название пособия;

2) для кого предназначено;

3) для чего предназначено, какие задачи воспитания помогает решить;

4) из чего состоит;

5) сколько человек, групп могут одновременно пользоваться;

6) в чем заключается смысл игры;

7) условия пользования пособием, условия игры (простой, усложненный, варианты);

8) порядок пользования пособием, игрой; 

9) кем разработано пособие или игра; 

10) при необходимости – полезные советы по использованию игры, пособия.

Инструкция должна быть лаконичной, написанной преимущественно простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов. Допустимо приводить примеры действия игроков. Инструкция вкладывается в коробку с пособием или вклеивается на внутреннюю сторону крышки.

(Методическая деятельность/Словарь-справочник под ред.

Е. Титовой. Санкт-Петербург. 1991.)

Информационный каталог.

Цель: познакомить с библиографией, фильмами, фонозаписями.

Содержание каталога составляется по схеме:
название книги, фильма;
автор;
краткая аннотация;
выходные данные, год издания, издательство.

Форма каталога:
каталожные карточки, объединённые в картотеку;
линейный текст (сборник, брошюра);
папка – скоросшиватель с подборкой материалов;
компьютерный каталог (медиатека).

К

Картотека

Картотеки могут быть:
методической литературы;
газетных и журнальных статей;
методических разработок, кадров;
интересных людей;
опыта полезных дел;
диапозитивов (диатека);
фонозаписей (фонотека);
игр, поговорок, цитат и др.

Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по следующей схеме:

- Картотека библиографии, дидактических пособий:

Название книги, статьи, пластинки ________________________________

Автор _________________________________________________________

Краткая аннотация – о чем,

что полезного можно использовать в работе _________________________

Выходные данные (издательство, год) ______________________________

Место нахождения данного издания

(библиотека, отдел, дом) _________________________________________

- Картотека педагогического опыта работы.

Ф.И.О. _________________________________________________________

Должность, место работы, телефон _________________________________

- Картотека методических разработок

1. Автор опыта________________________________________________

(Ф.И.О., должность, стаж педагогической работы)

2. Тема опыта _________________________________________________

сроки практической реализации опыта с 19 г. по______________________

3. Кем изучен и оценен данный опыт_________________________________

Где и в какой форме представлено развернутое изложение опыта 

На обратной стороне дается краткое описание опыта:
педагогические идеи, лежащие в основе опыта
содержание, формы, методы и средства работы, представляющие наибольший интерес.

Комментарий

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендаций. Когда, изложив тезис, описав дело, тут же комментируется все «за» и «против». Самостоятельным видом комментарий является, если он освещает положительные и отрицательные стороны какого-либо события или формы работы, не давая рекомендаций.

Конспект учебного занятия

Конспект учебного занятия включает в себя:
описание процесса подготовки занятия;
формулировку цели и задач занятия;
используемые методы, приемы и средства обучения.

В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.

Курсовые работы слушателей курсов повышения квалификации

Она является итоговой работой слушателя за курс обучения. В работе слушатель должен продемонстрировать теоретические и практические знания по проблематике курсов, предъявить умение изучать теоретические работы, систематизировать и структурировать полученный материал, обобщать и делать выводы.

М

Метод – (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. (Современная универсальная российская энциклопедия)

Метод – (от греч. methodos – путь вслед за чем-н.). 1.Способ теоретического или практического осуществления чего-нибудь. 2. Способ осуществления чего-нибудь, прием. (Л.П.Крысин. Толковый словарь иностранных слов)

Методика – (греч. methodike) 1. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. 2. Наука о методах преподавания. 

Методист- специалист в области методики обучения и воспитания. В народном образовании – это категория педагогических работников, которые занимаются методикой профессионально в силу своих функциональных обязанностей. В деятельности методиста синтезируются элементы теории и практики. Ведущее место в профессиональной деятельности методиста занимает собственно методическая деятельность, связанная с систематизацией и распространением информации о методах обучения и воспитания школьников, 

Основной смысл работы методиста – методическое обеспечение той или иной конкретной педагогической системы, участие в повышении профессиональной компетентности педагогических работников. 

Методическая помощь – оперативное и перспективное (опережающее, предупреждающее) реагирование методиста на запросы и потребности учителей, руководителей школ, других методистов. М.п. может осуществляться в формах консультации (тематических, текущих, оперативных); оснащения методической продукцией; включения в сов местную организацию деятельности: разъяснительных (просветительных) выступлении; обучающих занятий. 

Методическая работа – часть системы непрерывного образования педагогов, воспитателей.

Цели методической работы – освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы с детьми.

Материалы методических объединений

При проведении городских методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.

Методическая записка

Дает пояснение к последующим методическим материалам, изложенным более (планам, графикам, таблицам).

Записка должна дать ответ на следующие вопросы:
решению, каких задач способствует данная методическая работа;
кому адресована;
на основании каких документов, фактов составлена работа;
какова система изложения материала.

Методическая разработка – комплексная форма, включающая рекомендации по организации и проведению отдельных мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т. д. Примерная схема методической разработки:

1) название разработки;

2) название и форма проведения дела;

3) объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого дела, предлагаемого метода; возраст детей, на которых рассчитано дело; условия его осуществления;

4) оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов лозунгов, плакатов, музыкальное сопровождение);

5) методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений, работа подготовительных штабов, советов, большие и малые дела, предшествующие основному и нацеливающие на негр, роль педагогов в этот период);

6) сценарный план, ход проведения дела;

7) сценарий дела, включающий все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;

8) методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, каких ошибок избежать, где лучше проводить дело, варианты оформления, способы создания эмоционального настроя);

9) методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т. п.);

10) список использованной литературы;

11) автор разработки, должность, место работы, год.

(Методическая деятельность/Словарь-справочник под ред.

Е. Титовой. Санкт-Петербург. 1991.)

Методические рекомендации призваны помочь коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного коллектива, педагога. Методические рекомендации раскрывают одну или несколько частных методик; их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты действий применительно к определенной группе лиц или категории мероприятий (дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Рекомендации имеют точный адрес – классному руководителю, методистам, детскому активу. С учетом конкретного адресата терминология, стиль, объем методических рекомендаций строго регламентируются.

Как один из вариантов возможна примерная схема написания рекомендации:

1) вступительная часть – объяснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ (срез) положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа;

2) изложение главного тезиса – что именно рекомендуется делать по исправлению или улучшению существующего положения;

3) методические указания по решению организационных вопросов (создание штабов, агитация, оформление, распределение поручений и т. д.);

4) примерные варианты проведения данного дела с советами: как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и музыкальные средства использовать и т. д.;

5) описание перспективных результатов рекомендованного дела: какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить достигнутый воспитательный эффект, развить полученные навыки, то есть определяется место данного дела в системе воспитательной работы;

6) список рекомендуемой литературы по данной теме и перечень изданий, использованных при подготовке работы;

7) автор работы, год написания, рецензия (методического совета, РИСа, конкретного специалиста и т. п.).

(Методическая деятельность/Словарь-справочник под ред.

Е. Титовой. Санкт-Петербург. 1991.)

Методическое описание

Путем простого изложения рассказывает о проведенном деле, увиденном событии или о том, как его можно провести. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию подробно описывать событие, действия, разъяснять их.

П

Памятка

Содержит краткие, самые важные сведения по выполнению какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. Это очень распространенный вид, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам. Имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия.

Плакат информационный

Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Примером информационного плаката могут служить печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы объединений и творческих коллективов внешкольного учреждения.

Плакат (инструктивно-методический)

Это вид методического материала приемлем тогда, когда содержание не возможно раскрыть только словами. Плакаты могут быть выполнены:

-типографическим способом;

-фотоспособом;

-нарисовано художником.

Плакат – не газета, поэтому информация должна быть единичной, узкой, но только раскрывающей суть вопроса, название плаката.

Планы работы

План – это определенный порядок, последовательность в изложении чего либо (научного или литературного произведения, статьи, речи), а так же намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержание, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за выполнение.

Публикации в СМИ и печатных изданиях

Материалы (статьи, заметки и т.д.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.

О

Отзыв – мнение, впечатление без детального анализа, в нем важной является общая оценка.

Р

Рецензия – разбор, оценка программы с указанием достоинств и недостатков на основе детального анализа.

Реферат

Самая объемная из всех работ описывающего характера.

Реферат – краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, критический обзор данных источников, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой.

Реферат должен отражать и точку зрения автора на эту проблему, и освещать имеющиеся практический опыт. Реферат не содержит поучительных интонаций – он знакомит, описывает имеющийся материал.

По характеру:
информационный;
пропагандистский(рекомендательный).
Примерная схема написания реферата:
название реферата, автор, стаж его работы, место работы;
развернутый план; 
изложение темы (по частям, с пунктами, подпунктами и т.д.);
-библиография;
приложение.

С

Сборник упражнений, задачник

Методическое пособие для обучения воспитанников.

Содержит:

1 .упражнения;
ситуации;
задачи по различным проблемам воспитательной работы.
Оформляются задачи в сборник (брошюру), на карточках, отдельных листах.

Сценарий

Самый распространенный вид прикладной методической продукции.

Сценарий – конспективная, подробная запись праздника, линейки, любого дела.

В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен.

В ремарках даются сценические указания:
художественное оформление;
световая партитура;
движение участников праздника на сцене и т.д.;

Сценарий, как правило, снабжен методическими советами.

Примерная схема сценария:
название дела;
адресат – для кого предназначено дело;
цель, воспитательные задачи дела;
участники исполнения сценария – действующие лица;
текст сценария;
использованная литература;
автор сценария, год.

Справка – это письменный документ, в котором излагаются результаты мероприятия, проверки, контроля.

Т

Творческие работы учащихся

К ним относятся:
сочинения;
рефераты;
технологическое описание изготовления изделия и т.д.

Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательной программе, описание учебных занятий, методическим разработкам педагогов.

Тексты выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях

Они являются одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом большему числу педагогов.

Тематическая папка объединяет в себе:

1) нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

2) методические рекомендации;

3) разработки конкретных дел, сценарии;

4) материалы из опыта работы;

5) библиографию;

6) дидактический материал.

(Методическая деятельность/Словарь-справочник под ред.

Е. Титовой. Санкт-Петербург. 1991.)

Тематическая подборка

Необходима при накопление материалов для написания рекомендаций, сценария.

Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну тему.

Оформляется в:

- папке для бумаг;

- на скоросшиватель;
альбом;
большие конверты;
общую тетрадь.

Ф

Фото и видео материалы

Фотографии и видео записи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.д.

Наверх