Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

Классификация образовательных программ

Классификация 
программ по степени авторства

Типовая (примерная) — программа, утверждённая Министер­ством образования РФ и рекомендованная для реализации по про­филю той или иной образовательной области.

Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению дея­тельности образовательная программа (программы). Затем програм­ма, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё могут вноситься следующие изменения:

— в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в рас­пределении часов и др.;

— с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разно-уровневых групп детей;

— в режим и временные параметры осуществления деятельности;

— с учётом нестандартности индивидуальных результатов обуче­ния, воспитания и развития детей;

— в соответствии с жизненным и практическим опытом педаго­га, его позицией и собственным видением предмета, не затрагивая основ и принципиальных аспектов образовательного 
процесса.

Экспериментальная — программа, целью которой является из­менение содержания, организационно-педагогических основ и ме­тодов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа, план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диа­гностики должны пройти процедуру обсуждения и принятия мето­дическим (экспертным) советом.

Авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработан­ных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская про­грамма, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть акту­альной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, про­шедшей через процедуру конкурса авторских программ.

Классификация 
программ по уровню освоения

Общекультурный уровень предполагает удовлетворение позна­вательного интереса обучающегося, расширение его информиро­ванности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освое­нии программы.

Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование на­выков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.

Классификация программ по форме организации содержанияи процесса педагогической деятельности

Интегрированная программа. Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное — это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.

— интеграция — 
восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс взаимосвязи и сближения;

— интеграция — 
это создание единого педагогического коллек­тива и единого образовательного пространства на базе двух и бо­лее образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся.

Интегрированные программы можно классифицировать:

По 
субъектам деятельности

совместной деятельности педагогов

совместной деятельности детей (программы детской деятельности)

совместной деятельности детей и педагогов

По 
масштабу деятельности

внешнего 
сотрудничества

внутреннего сотрудничества

По 
целям и задачам

одноцелевая

многоцелевая

По 
содержанию

однонаправленная

комплексная

По 
системообразующему фактору

учебно-предметной ориентации

проблемно-тематическая (сквоз­ная)

     

Пакет документов интегрированной образовательной программы должен содержать:

— общую пояснительную записку для всех направлений, входя­щих, в интегрированный курс;

— план совместной деятельности в рамках заявленной интеграции (или учебный план);

— комплект дополнительных образовательных программ, входя­щих в интегрированную программу и написанных в соответствии с действующими Требованиями к программам дополнительного обра­зования детей.

Комплексная программа — это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному прин­ципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объ­единениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и за­дачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.

В пакете документов комплексной образовательной программы должны быть представлены:

• пояснительная записка комплексной программы, описывающая концептуальную модель, по которой происходит объединение до­полнительных образовательных программ в единый комплекс, над­предметную цель и задачи, выделяющая элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывающая специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами и ком­ментариями. Также в пояснительной записке комплексной програм­мы могут прописываться:

— функциональная основа, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дис­циплинам;

— летние формы работы с обучающимися, характеристика и ком­поненты образовательной среды, необходимой для реализации про­граммы;

— социальные связи, как составляющие среды;

— требуемое материально-техническое и кадровое обеспечение;

• учебный план (планы) комплексной образовательной про­граммы;

• комплект дополнительных образовательных программ, входя­щих в комплексную программу и написанных в соответствии с Тре­бованиями к дополнительным образовательным  программам. Цели и задачи комплексной программы должны быть согласованы с целя­ми и задачами образовательных программ по каждому предмету, по­вторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на достижение общих целей.

Модульная программа — по способу организации своего содер­жания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Наверх