Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия (для педагогов дополнительного образования), КТД (для старших вожатых).

Занятие - это систематически применяемая для решения задач обучения и воспитания детей форма организации деятельности постоянного состава педагогов и обучающихся в определенный отрезок времени. Занятие - основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей по аналогии с уроком в школе. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. 
Открытое занятие (мероприятие, КТД) - центральная часть конкурсных испытаний для педагогов и старших вожатых, требующая большого напряжения. Оно должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику. То есть важно так построить открытое занятие, чтобы убедительно и увлекательно продемонстрировать умение решать на практике заявленные в программе задачи, продемонстрировать четкость структуры и логическое соответствие содержания занятия идеям, высказанным на первых двух этапах конкурса.
Тема открытого занятия, проводимого педагогом на конкурсе, "Введение в программу". 
Данное занятие - не просто иллюстрация опыта, а ваша первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и "зажечь" той образовательной или иной деятельностью, которая изложена в программе.
Главное здесь - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.
Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия. 
Конкурсанту рекомендуется спланировать подачу материала так, чтобы проводимое открытое занятие было, с одной стороны, завершенным, а с другой - показывало детям перспективы изучения представленной тематики.
Целесообразно подготовить план проведения открытого занятия (мероприятия, КТД). План - личное дело педагога: он имеет право самостоятельно отработать и другую удобную для себя модель проведения занятия. Цель планирования - привести в систему всю подготовительную работу, так организовать образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения задач данного занятия.
При подготовке к выполнению данного конкурсного задания следует помнить: 
- конкурсант проводит занятие (мероприятие, КТД) с не знакомой ему группой обучающихся (участников); 
- продолжительность занятия (мероприятия, КТД) до 35 минут. 
Проведение открытого занятия (мероприятия, КТД) является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, что представлял конкурсант при выполнении первых двух заданий.
Залогом успешного проведения является также умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства. 
Действия педагога при разработке структуры занятия (мероприятия, КТД) представим в виде последовательности шагов по его подготовке и организации: 
Шаг первый - определить цель - заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь). 
Второй шаг - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ детей.
Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет "узлы". На них сосредотачивается внимание обучающихся (участников). Такое разделение содержания позволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала. 
Третий шаг - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированного подхода к обучающимся (участникам); сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе. 
В зависимости от содержания материала планируется и деятельность обучающихся (участников). При одних методах их активность на занятии (мероприятии, в КТД) ограничивается пониманием и запоминанием материала, при других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения самостоятельно добывать их, работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил.
Шаг четвертый - управление деятельностью обучающихся (участников) со стороны педагога. Педагог - источник социального опыта. Он обучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.
Успех занятия (мероприятия, КТД) во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет занятие (мероприятие, КТД), умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.
Шаг пятый - педагог на занятии (мероприятии, в КТД) работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.
Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на современное занятие (мероприятие, КТД). Отсюда необходима корректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия (мероприятия, КТД). Структурирование последних по смысловым блокам с постановкой познавательных задач и проблемных ситуаций позволяет соединить содержательную и деятельностную (процессуальную) стороны процесса, обеспечить единство деятельности педагога и обучающихся на занятии (мероприятии, в КТД). 
Шестой шаг - организационный - оснащение занятия (мероприятия, КТД) разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия (мероприятия, КТД) и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов. 
Результат занятия (мероприятия, КТД) должен соответствовать поставленной цели. Следует выбрать эффективную форму его проведения - исходя из узловых вопросов содержания (этап - микроэлемент - учебно-воспитательный момент). Ведь на каждом занятии (мероприятии, в КТД) разное содержание, а значит, и различные методы. Именно содержанием отличаются они друг от друга; отличаются по содержанию и разные моменты одного и того же занятия (мероприятия, КТД). Поэтому все его содержание делится по смыслу на более или менее обособленные логические части - узловые (основные) вопросы, вокруг них группируется второстепенный материал. Исходя из основных вопросов содержания и подбирается метод. Однако не надо забывать, что ни один из методов не обходится без живого слова педагога. 
Таким образом, для того, чтобы открытое занятие (мероприятие, КТД) было ярким, интересным, развивающим детей, его нужно тщательно подготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели.
Конкурсное открытое занятие (мероприятие, КТД) не должно быть обычным, рабочим. Это - увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях. Несомненно, победу в этом испытании могут одержать педагоги, обладающие как профессиональными, так и яркими личностными качествами:
* способностью к импровизации;
* умением слушать детей, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;
* способностью держать себя в "руках", управлять своими эмоциями;
* хорошим знанием своего предмета;
* умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными задачами;
* коммуникативными способностями, актерским мастерством, ораторским искусством.
Педагог интересен ребенку тогда, когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому его задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед открытым занятием (проведением мероприятия и КТД), сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.
Конечно, быть "художником" своего занятия (мероприятия, КТД), его сценаристом, режиссером, исполнителем непросто. Но без этого не получится то действо, которое должно рождать отклик в душах учеников, их желание и готовность идти вместе по дороге познания. 
Следует иметь в виду, что все необходимое для проведения занятия (мероприятия, КТД), кроме технических средств, обеспечивает сам конкурсант или учреждение, в котором он работает. При направлении документов на конкурс необходимо высказать его организаторам свои пожелания по формированию группы детей (возраст, уровень базовой подготовки, пол и т. д.), что максимально приблизит конкурсанта к реальным условиям и облегчит ему выполнение задания.

Наверх