Версия для слабовидящих
Вконтакте
Счётчик

О расписании и не только о нем...

Одним из важнейших локальных актов образовательного учреждения дополнительного образования детей является расписание работы детских творческих коллективов. Это нормативный финансовый документ образовательного учреждения. К составлению расписания следует подходить очень серьезно. Основа для него - нормативные документы Министерства образования РФ и СанПиН. При любой финансовой проверке оно может спасти или подвести руководителя учреждения и педагога. В то же время, расписание не является самостоятельным, а находится в тесной взаимосвязи с другими документами. Завучу необходимо помнить, что в триединстве должны находится учебно-тематические планы образовательной программы детского объединения, учебный план, в котором определяется учебная нагрузка педагога, и расписание работы детских объединений. К примеру, если образовательная программа педагога рассчитана на 3 года обучения по 144, 216 и 216 часов в год соответственно, то его педагогическая нагрузка будет складываться из 4-х часовой группы 1-го года обучения и 6-ти часовых групп 2 и 3 годов обучения. В сумме она будет равна 16 часам в неделю. (Это может быть и 20 часов, если педагогу запланировано учебным планом учреждения две группы первого года обучения). Возможны и другие варианты нагрузки в зависимости от количества групп, сохранности контингента обучающихся и программы, по которой работает педагог. Соответственно будет составляться и расписание детского объединения:

1-й год обучения – 4 час в неделю, 
2-й год обучения – 6 часов в неделю, 
3-й год обучения – 6 часов в неделю. 

Целесообразно составлять расписание по группам, а не ставить в нем общее время работы педагога. Выполнение педагогической работы регулируется расписанием учебных занятий. Такое расписание становиться «прозрачным». Во-первых, легче контролировать, в какое время какая группа занимается. Во-вторых, в таком расписании наглядно видно, когда у педагога перерывы в занятиях внутри и между группами. В-третьих, продолжительность одного учебного часа занятий одной группы может варьироваться от 30 до 45 минут в зависимости от возраста занимающихся в ней детей. Это тоже должно быть отражено в расписании. 

Остановимся на продолжительности учебного занятия. Согласно законодательству по оплате труда работников учреждений образования РФ ставки зарплаты педагогических работников устанавливаются исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Перерывы внутри и между группами являются рабочим временем педагога. Поэтому и расписание работы может составляться в астрономических часах, например:

группа № 1 с 16.00 до 18.00;
группа № 2 – с 18.00 до 20.00.

Это будет график работы педагога, но не расписание занятий детского объединения. Здесь не учтены продолжительность занятий в зависимости от возраста воспитанников и перерывы, которые необходимо соблюдать по нормам СанПиНа. С учетом этого замечания целесообразно составлять расписание следующим образом:

группа № 1 – с 16.00 до 17.45;
группа № 2 – с 18.00 до 19.45.

Для детей дошкольного возраста соответственно:

гр. № 1 – 16.00–16.35;
гр. № 2 – 16.45–17.25 т.д.

Таким образом, видны 15-минутные перерывы внутри и между группами. С учетом этих требований каждый педагог согласует свое расписание работы коллектива с заведующим отделом и сдает его на утверждение в учебную часть до 10 сентября ежегодно. 
Однако в таком расписании мы видим противоречие между фактически отработанным временем и нормой часов в астрономическом времени. Обратимся к документам. («Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений». Приложение к письму Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки России от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96 //Вестник образования России. – 2005. - № 2, стр. 14-15). Выполнение педагогической работы педагогическими работниками состоит из конкретной продолжительности учебных занятий, перерывов между ними и другой педагогической работы. Она осуществляется в течение рабочего времени и определена должностными обязанностями. (Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка и тарифно-квалификационными характеристиками). В ставку заработной платы педагога входят не только занятия с детьми, но и воспитательные и массовые мероприятия, участие в конкурсах, выставках, фестивалях, соревнованиях, которые проводятся зачастую в нерабочее время, а часто и в выходные дни. Участие в работе окружных методических объединениях, педагогических и методических советов, повышение квалификации, разработка методических, дидактических и раздаточных материалов к занятиям по программе, родительские собрания и консультации, оформление кабинета и т.д. регулируется графиками и личными планами педагогических работников, а не и расписанием занятий учебных групп.

Вся внеурочная работа с детьми фиксируется в разделе «Учет массовых мероприятий с воспитанниками» журнала учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке) согласно утвержденному в учреждении плану работы на год. Другая часть педагогической работы, не конкретизируемая по количеству часов, регламентируется перечисленными выше локальными актами учреждения. Возможен вариант, когда директор учреждения в начале учебного года издает приказ об использовании рабочего времени, освободившегося в результате сокращения и суммирования неустановленных перерывов или сокращенной продолжительности занятий с обучающимися дошкольного возраста для вышеперечисленной работы.

И еще один важный момент. Расписание работы детских объединений не должно противоречить СанПиН. Поэтому завуч, прежде чем принимать на утверждение учебно-тематический план образовательной программы и расписание работы, должен сверить:
- чтобы учебная нагрузка на 1 ученика не превышала 12 часов в неделю там, где реализуются комплексные образовательные программы;
- чтобы занятия в детском объединении с 1 учеником не превышали 2 часов в день для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста;
- чтобы в зависимости от профиля детского объединения занятия одним видом деятельности не превышали 2-х раз в неделю, а в некоторых – 3-х раз в неделю.
Желаю успехов всем своим коллегам в этом и других вопросах нашей кропотливой работы. Надеюсь, что наши советы помогут вам. Рады была поделиться с Вами своим опытом. 

Наверх