На каждой
стадии развития ребенок обладает такими качествами, которые усложняют, и такими, которые облегчают взаимодействие с ним. Искусство воспитания в том и заключается, чтобы развивать позитивные качества и нейтрализовать отрицательные.
Дорогие родители! Возможно приведенная ниже схема поможет вам лучше понять своего ребенка.
Позитивный потенциал личности дошкольника(3 – 7 лет)
|
Негативный потенциал личности дошкольника
|
Высокие возможности восприятия
Хорошая механическая память
Любознательность
Непосредственность в выражении эмоций
Спонтанность реакций
Отсутствие стереотипов
Подвижность психических процессов
Отзывчивость на инициативу педагога
|
Чрезмерная эмоциональная зависимость от взрослого
Отсутствие произвольности
Доминирование состояний над свойствами личности
Неадекватность вербальных реакций
Несдержанность в проявлении эмоций
Слабое торможение
Неразрывность психических и моторных функций
|
Позитивный потенциал личности младшего школьника(7 – 11 лет)
|
Негативный потенциал личности
младшего школьника
|
Установка на педагога
Значимость оценки взрослого
Быстрое усвоение социальных навыков
Способность к произвольному поведению
Способность к логическому мышлению
Способность к целеполаганию
Мотивированный выбор партнеров по общению и деятельности
|
Чрезмерная зависимость от оценки взрослого
Риск развития гиперсоциальности
Домирирование управляемого поведения над автономным во взаимодействии со
взрослым
|
Позитивный потенциал личности подростка(11 – 14 лет)
|
Негативный потенциал личности подростка
|
Способность ориентироваться на положительные образцы
Коммуникативная активность
Потребность в обилии впечатлений и деятельности
Потребность в совершении волевых усилий
Стремление к групповой деятельности
Быстрое усвоение групповых норм и ценностей
Хорошее понимание практико-ориентированной деятельности
Пробуждение интереса к собственному Я
|
Способность ориентироваться на отрицательные образцы
Импульсивность поведения
Неустойчивость интересов
Способность к волевым усилиям только в русле актуальной мотивации
Чрезмерная зависимость от группы
Устойчивость отрицательных эмоций
Преобладание конкретного мышления над абстрактным
Слабая ориентация на Я-будущее
|
Позитивный потенциал личности старшеклассника (14 – 17 лет)
|
Негативный потенциал личности старшеклассника
|
Ориентация на Я-будущее
Способность к абстрактному мышлению
Повышение ораторского уровня
Устойчивое проявление свойств и качеств личности
Избирательность в контактах
Высокий уровень рефлексии
Потребность в социальной активности
|
Юношеский «мораторий» на здесь и сейчас
Демагогия
Неадекватное понимание своих возможностей
Чувство одиночества
Глобальность и нереалистичность планов
|