Классификация
программ по степени авторства
Типовая (примерная) — программа, утверждённая Министерством образования РФ и рекомендованная для реализации по профилю той или иной образовательной области.
Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению деятельности образовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё могут вноситься следующие изменения:
— в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;
— с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разно-уровневых групп детей;
— в режим и временные параметры осуществления деятельности;
— с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей;
— в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением предмета, не затрагивая основ и принципиальных аспектов образовательного
процесса.
Экспериментальная — программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа, план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диагностики должны пройти процедуру обсуждения и принятия методическим (экспертным) советом.
Авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ.
Классификация
программ по уровню освоения
Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
Классификация программ по форме организации содержанияи процесса педагогической деятельности
Интегрированная программа. Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное — это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.
— интеграция —
восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс взаимосвязи и сближения;
— интеграция —
это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся.
Интегрированные программы можно классифицировать:
По
субъектам деятельности
|
совместной деятельности педагогов
|
совместной деятельности детей (программы детской деятельности)
|
совместной деятельности детей и педагогов
|
По
масштабу деятельности
|
внешнего
сотрудничества
|
внутреннего сотрудничества
|
По
целям и задачам
|
одноцелевая
|
многоцелевая
|
По
содержанию
|
однонаправленная
|
комплексная
|
По
системообразующему фактору
|
учебно-предметной ориентации
|
проблемно-тематическая (сквозная)
|
|
|
|
Пакет документов интегрированной образовательной программы должен содержать:
— общую пояснительную записку для всех направлений, входящих, в интегрированный курс;
— план совместной деятельности в рамках заявленной интеграции (или учебный план);
— комплект дополнительных образовательных программ, входящих в интегрированную программу и написанных в соответствии с действующими Требованиями к программам дополнительного образования детей.
Комплексная программа — это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.
В пакете документов комплексной образовательной программы должны быть представлены:
• пояснительная записка комплексной программы, описывающая концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, надпредметную цель и задачи, выделяющая элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывающая специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами и комментариями. Также в пояснительной записке комплексной программы могут прописываться:
— функциональная основа, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам;
— летние формы работы с обучающимися, характеристика и компоненты образовательной среды, необходимой для реализации программы;
— социальные связи, как составляющие среды;
— требуемое материально-техническое и кадровое обеспечение;
• учебный план (планы) комплексной образовательной программы;
• комплект дополнительных образовательных программ, входящих в комплексную программу и написанных в соответствии с Требованиями к дополнительным образовательным программам. Цели и задачи комплексной программы должны быть согласованы с целями и задачами образовательных программ по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на достижение общих целей.
Модульная программа — по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.