Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке:
- новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам;
- нового содержания при сохранении его традиционных целей и ценностей;
- новых педагогических технологий при сохранении существующих целей, ценностей и содержания; новых форм организации учебно-воспитательного процесса.
- новых целей, ценностей, содержания и форм, технологий и др. компонентов педагогической системы.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом:
- личного педагогического опыта работы по направлению
- педагогического мастерства
- собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания
- запросов и потребностей детей и родителей
- материальных, технических, финансовых условий для осуществления программы
Цель создания авторской программы: решение определенной проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям:
- Закона РФ «Об образовании».
- Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
- Приказом № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
- в чём смысл программы
- каким представляется результат реализации программы
- в чём новизна и степень авторства
- соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
- лакие преимущества от программы получат дети
- есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
- есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.